брачно-семейные споры
Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. накопил достаточно большой опыт правоприменения. Он также впитал в себя многие (но не все) положения Конвенции о правах ребенка. Однако отличающая его стабильность не может быть препятствием для дальнейшего усовершенствования, вызванного складывающейся практикой. Учитывая то, что Семейный кодекс по-своему выполняет воспитательную функцию, важно донести до сведения участников семейных правоотношений, правоприменительных органов содержание имеющих место новелл, разъяснить их смысл и значение.
1. Часть первая п. 1 СК полностью воспроизводит положения ч. 2 ст. 7 Конституции, в которой говорится об обеспечении государственной поддержки не только семьи, материнства, детства, но и отцовства. А ч. 1 ст. 38 Конституции провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Следовательно, в орбиту внимания семейного законодательства входит и так называемое отцовство, впервые появившееся в тексте Основного закона. Между тем отцовство как состояние мужчины самостоятельным объектом внимания со стороны семейного законодательства не является, поскольку мать и отец - равные субъекты семейных правоотношений. Они являются обладателями аналогичных по своей сути и содержанию родительских прав и обязанностей, предусмотренных гл. 12 СК. Статья 61 СК подчеркивает, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Вот почему в СК употребляется, как правило, понятие "родители" (во множественном числе). Исключение составляют случаи, когда родители ребенка вместе не проживают. Но и здесь различный пол родителей не относится к обстоятельствам, которые суд согласно п. 3 ст. 65 СК учитывает при разрешении спора о детях. Наблюдающаяся на практике передача ребенка (особенно малолетнего) матери объясняется конкретными причинами, связанными с необходимостью соблюдения интересов несовершеннолетнего, будь то мальчик или девочка.
Формулировка ч. 1 ст. 38 Конституции ставит знак равенства между материнством и семейно-правовым статусом женщины-матери, детством и правами ребенка в семье, предусмотренными гл. 11 СК. Между тем речь идет о разных понятиях.
Материнство относится к понятию, которое означает особое состояние женщины, имеющей ребенка или вынашивающей его. Оно берет начало с момента зарождения ребенка и продолжается до конца дней матери. Но охраняется материнство нормами административного права (органами здравоохранения, экологической охраны), трудового права, призванного обеспечить безопасные для женщины-матери (и ее потомства) условия труда. В СК существует лишь одна норма, охраняющая, защищающая материнство. Речь идет о ст. 17 СК, ограничивающей право мужа на предъявление иска о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Что же касается детства - определенного периода в жизни человека, то оно длится до совершеннолетия, т.е. до 18 лет. А несовершеннолетний член семьи обладает теми правами, которыми наделяет его СК. Надо полагать, что к правам ребенка относится и его право на защиту детства в случае нарушения этого права. Охране детства способствуют все мероприятия, обеспечивающие надлежащие условия нормального физического, духовного развития ребенка. В благополучных семьях ее осуществляют родители, в неблагополучных - в охране детства принимает участие государство в лице органов опеки и попечительства.
Абзац 2 п. 1 ст. 1 СК содержит не одинаковые по своей сути положения. В их числе те, что носят характер нравственных предписаний - построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Конечно, СК не может определять, какие соображения вызывают желание образовать семью. Тем более что в настоящее время соображения материального порядка нередко считаются лидирующими, способными надолго укрепить семейные отношения. Что же касается взаимопомощи, особенно заботы о нетрудоспособных членах семьи, то способность к ее проявлению всегда относилась к одной из важных моральных заповедей, обладающих свойством укреплять семейные отношения. А ответственность перед своей семьей, кто бы ее не составлял, зависит и от культуры человека - члена семейного коллектива, - являющейся одной из разновидностей общечеловеческой внутренней культуры, не зависящей напрямую от любого закона, в том числе семейного.
Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи относится к ключевым понятиям, имеющим прямое отношение к взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданина - члена семьи. При отсутствии спора возникающие в ее недрах противоречия устраняются по просьбе конфликтующих лиц. Когда же эти противоречия превращаются в разногласия более серьезные, т.е. спор, он разрешается в судебном порядке в соответствии с требованиями СК и ГПК. Даже в экстремальных случаях, когда, например, ребенка удерживают посторонние лица, нельзя силой, без соблюдения правил СК, вернуть несовершеннолетнего родителям (одному из них). И здесь нет места произволу.
К перечисленным положениям общего порядка относится обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Имеются в виду права, предусмотренные семейным законодательством. Гарантии их реализации составляют заметную часть СК. То же можно сказать о зафиксированной в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи возможности судебной защиты этих прав, которая базируется на ч. 1 ст. 46 Конституции, где сказано: "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".
Таким образом, п. 1 ст. 1 СК, не будучи семейно-правовой нормой в общепринятом понимании, служит своего рода общим знаменателем для всех правил, составляющих содержание этого Кодекса. Налицо своеобразное мерило, объясняющее требования семейного законодательства применительно к каждой конкретной ситуации.
2. Признание брака, заключенного только в органах ЗАГС, означает, что лишь такой брак защищается государством. В наше время получили распространение так называемые гражданские браки, в число которых входят и те, что освящены церковью (без официальной их регистрации). Однако государство лишено возможности оказать помощь тому, кто по каким-либо причинам лишился фактического супруга. Например, он не может получить по общему правилу пенсию по случаю потери кормильца, осложняются споры, связанные с жилищными проблемами, наследством, разделом совместно нажитого имущества, установлением отцовства.
3. Добровольность брачного союза, основанная на свободе волеизъявления лиц, намеревающихся сочетаться браком, имеет в своей основе взаимное желание вступить в брак с избранным партнером. Речь идет о праве как мужчины, так и женщины реализовать свое право на брак, воспользоваться той возможностью, которую им предоставляет государство. Несомненно, это одно из основных прав гражданина, существование которого - свидетельство его свободы и в личной жизни. Налицо своеобразный принцип семейного законодательства, нарушение которого чревато признанием заключенного брака недействительным. С другой стороны, добровольность заключаемого брака есть предпосылка его прочности, создания здоровых семейных отношений. А равенство супругов в семье предусмотрено ч. 3 ст. 19 Конституции и фигурирует поэтому в перечне основных начал семейного законодательства. Оно предполагает разрешение внутрисемейных конфликтов по взаимному согласию, что является лучшим способом их устранения. При этом СК не разрешает никому вмешивается в дела семьи, обращает внимание на стержневые обстоятельства, имеющие для семьи приоритетный характер. Сюда входит:
- семейное воспитание детей;
- забота об их благосостоянии и развитии;
- защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Каждый из названных приоритетов имеет прямое отношение к выполнению семьей ее основной функции: воспроизводству будущих поколений, в чьем физическом и нравственном здоровье заинтересовано государство.
Указав на подобного рода приоритеты, СК ориентирует на их соблюдение в конкретных случаях, когда предметом спора являются несовершеннолетние или нетрудоспособные члены семьи.
4. Конституционное положение о равенстве прав и свобод гражданина (ч. 2 ст. 19) имеет прямое отношение к браку и семье, ибо наше государство многонациональное, а потому браки лиц разной национальности не редкость. Применению семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства СК посвящает специальный раздел, эпиграфом к которому могут послужить слова: "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".
Следовательно, конституционная идея признания равенства прав и свобод гражданина пронизывает и семейное законодательство, каких бы семейных правоотношений это ни касалось. Подобного рода идея согласно ст. 18 Конституции определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием, что имеет прямое отношение к семейно-правовой сфере, а потому относится к основным началам семейного законодательства.
Предоставляемая государством гражданину возможность совершать одобряемые действия, находящие свое выражение и в конкретных статьях СК, предполагает невмешательство в его права. Правда, с условием, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ч. 3 ст. 17 Конституции). Отсюда следует, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19Конституции). Таким образом, ограничение прав не исключается, но оно недопустимо по названным соображениям. Что же касается ограничения прав граждан в семье, то оно допускается в двух случаях. Во-первых, когда такое ограничение предусмотрено федеральным законодательством, во-вторых, если оно необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
К первому случаю относится ограничение родительских прав, предусмотренное ст. 73 СК. Но наибольшее распространение имеют косвенные ограничения, вытекающие из текста конкретной семейно-правовой нормы, когда ради устранения помех в реализации прав других членов семьи требуется применить ограничения прав, предусмотренные СК. Чаще всего это бывает, когда страдают интересы несовершеннолетних, чья жизнь, здоровье, воспитание находятся в опасности из-за недостойного поведения родителей (одного из них). Однако и здесь СК обязывает соблюдать осторожность, чтобы не допустить неоправданного ограничения, например, родительских прав. Так, при немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, необходимо в течение семи дней обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.
Круг отношений, регулируемых семейным законодательством, по своей сути есть предмет регулирования семейных отношений. Причем таких, которые подвластны закону, в частности СК. Отличительной чертой предмета семейно-правового регулирования является принадлежность к семье. Однако СК не раскрывает ее признаков. Несомненно одно: семья - это прежде всего коллектив, участники которого связаны разнообразными узами как нравственного, так и материального порядка. Но для семейного права важно понимание семьи как такого коллектива, чьи члены связаны правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. Эти права и обязанности могут быть личными и имущественными. К первым относятся права и обязанности, адресованные прежде всего родителям как воспитателям. В их перечень входят и различные требования к претендентам на роль усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя. Особенности личных прав, предусмотренных семейным законодательством, заключаются в том, что:
- эти права непосредственно связаны с личностью их обладателя. Поэтому, например, не допускается заочная регистрация брака;
- от них нельзя отказаться. Утрата таких личных прав (и обязанностей) может быть лишь результатом, в частности лишения родительских прав, усыновления ребенка;
- они не имеют материального эквивалента, т.е. не подлежат денежной оценке.
При распоряжении личными правами преобладает принцип диспозитивности. Поэтому СК предоставляет довольно широкий выбор способов их реализации, включая различного рода соглашения. Например, по вопросу о том, с кем из родителей после расторжения их брака будет находиться ребенок.
В количественном отношении в СК преобладают права (и обязанности) имущественные, что объясняется ограниченными возможностями семейного законодательства, поскольку оно не везде и не всегда может регулировать личные отношения членов семьи. Права же материального свойства отличают следующие признаки:
- реальная возможность отчуждения, так как их можно беспрепятственно передать другому лицу;
- как правило, они имеют денежную оценку.
СК имеет в своем резерве множество способов регулирования имущественных отношений, например, супругов; детально регламентирует права и обязанности, связанные с выполнением алиментных обязательств.
Расширение принципа диспозитивности распространяется и на реализацию имущественных прав (и обязанностей). Допустимо, в частности, заключение брачного договора, соглашения об уплате алиментов.
Таким образом, преобладание в СК прав (обязанностей) имущественного характера предопределяется их способностью подчиняться закону.
Еще один немаловажный признак семьи - совместное проживание ее членов. Желание жить вместе, одним домом объясняет стремление образовать семью путем, например, заключения брака. Отсутствие такого желания обычно говорит о фиктивности заключенного брака. Проживая вместе, супруги приобретают совместное имущество, воспитывают своих детей, выполняют зафиксированные в СК родительские обязанности. Любой ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями. Лишение родительских прав, прекращающее правовую связь родителя и ребенка, порождает необходимость их раздельного проживания. Словом, совместное проживание является непременным признаком семьи. Исключение составляют случаи, когда члены семьи почему-либо (по характеру работы, из-за пребывания в длительной командировке и тому подобных обстоятельств) постоянно не общаются. Однако следует иметь в виду, что речь идет не просто о лицах, проживающих одним домом, а лишь о тех, кто связан правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. В их числе права и обязанности как личного, так и имущественного характера. Это общее правило, имеющее исключения. Так, алиментные обязательства могут возникать и между теми, кто вместе не проживает (дедушка, бабушка и их внуки, совершеннолетние и несовершеннолетние братья, сестры и др.). Но связывающие их при определенных условиях алиментные обязательства непременно должны быть предусмотрены семейным законодательством. Прекращение совместного проживания, допустим, супругов, - чаще всего явный симптом разрушения семьи.
Таким образом, семья с точки зрения семейного права есть общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством. Комментируемая статья дает их перечень: супруги, родители, дети, в том числе усыновители и усыновленные, другие родственники и иные лица, которых семейное законодательство по тем или иным причинам причисляет к членам семьи. Следовательно, фактические супруги, а также гомосексуалы, лесбиянки не образуют семьи в семейно-правовом смысле, ибо правовая связь между ними отсутствует. То же самое можно сказать о семейном коллективе, состоящем, например, из тети и племянницы, если первую нельзя считать фактическим воспитателем; бабушки и несовершеннолетних внуков, когда их не связывают алиментные обязательства.
СК не ограничивается перечнем членов семьи. Поскольку она представляет собою общность, состоящую из двух и более человек, между ними естественно складываются определенные отношения. Одни из них находятся во власти нравственных начал, другие регулируются с помощью правовых норм. Сюда входят отношения, связанные:
- с условиями и порядком вступления в брак, прекращением брака и признанием его недействительным;
- регулированием личных неимущественных отношений между членами семьи, разумеется тех, которые можно подчинить закону;
- регулированием имущественных отношений, за исключением тех, которые входят в сферу регулирования гражданского законодательства;
- определением формы и порядка устройства в семью детей, лишившихся родительского попечения.
Данный перечень относится к числу исчерпывающих. Поэтому дополнять, расширять его нельзя. Если, допустим, в семье возникают проблемы наследования, их разрешают с помощьюГражданского, а не Семейного кодекса. Сложнее обстоит дело, когда суду, например, приходится применять меры защиты интересов несовершеннолетних детей, которые прямо не вписываются в предмет семейно-правового регулирования. В таких случаях на практике все-таки руководствуются ст. 2 СК, что объясняет высказанные в юридической литературе предложения о некотором расширении круга отношений, регулируемых семейным законодательством.
Семейные правоотношения возникают на основе юридических фактов, точнее фактов, имеющих юридическое значение. К ним относятся предусмотренные в законе обстоятельства, которые служат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия. Событие производно от каких-либо обстоятельств и может быть кратковременным (например, рождение ребенка) или длящимся (беременность, нуждаемость и т.п.). Действие как вид юридических фактов может порождать определенные правовые последствия, предусмотренные семейным законодательством. В их числе, в частности, совместное заявление об установлении отцовства, подача заявления о взыскании алиментов, установлении опеки (попечительства).
Основанием возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений может быть не один юридический факт, а их совокупность. Так, основанием возникновения родительских прав и обязанностей будут: во-первых, происхождение ребенка; во-вторых, его удостоверение в установленном законом порядке. Каждый из названных фактов сам по себе правового значения не имеет - необходима их совокупность.
Особое место среди юридических фактов, порождающих семейные правоотношения, занимает так называемое супружество и родство. Если супруги, т.е. лица, состоящие в браке, оформленном в установленном законом порядке, кровными узами не связаны, то иначе обстоит дело с родственниками. Они происходят один от другого или имеют общего предка (мать - сын, дед - внук и т.д.). Родство может быть прямым и боковым, нисходящим и восходящим, полнородным и неполнородным. Родство различают также по степени своей близости (близкие и дальние родственники). Для правового регулирования семейных отношений, как правило, имеет значение близкая степень родства. От родства отличают свойство, которое является побочным следствием брака. Семейным правом отношения свойства как таковые не регулируются.
Таким образом, пространство, на которое распространяется действие семейного законодательства можно считать замкнутым. Но в его рамках находятся понятия, представления, которые обеспечивают четкость регулирования семейных правоотношений.
Разнообразие семейно-правовых связей членов семьи друг с другом, различного рода контактов с обществом в лице учреждений, организаций объясняет то обстоятельство, что семейное законодательство далеко не всегда действует само по себе. Многие законодательные акты, имеющие другую отраслевую принадлежность либо сочетающие в себе признаки разных отраслей права, преследуют общие с семейным законодательством цели. Особенно это заметно там, где речь идет об охране семьи, защите прав ребенка. Отсюда проблема соотношения СК с иными законодательными актами, в текст которых входят предписания, содержащие нормы семейного права. Подобного рода соотношение зависит от иерархии законов, где первое место принадлежит Конституции. Это означает, что семейное законодательство должно в полной мере ей соответствовать. Тем более что некоторые конституционные положения непосредственно касаются правил, предусмотренных СК. Так, согласно ч. 2 ст. 17 Конституции "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Их можно отнести к праву ребенка жить и воспитываться в семье. Часть 3 ст. 17 Конституции провозглашает, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Именно под таким углом зрения рассматриваются семейно-правовые споры, особенно те, что связаны с правами ребенка. Основополагающее конституционное правило, закрепляющее тезис - "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19 Конституции), является ключом для разрешения семейно-правовых конфликтов разной степени тяжести, входящих в орбиту внимания семейного законодательства. Каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции), что касается и несовершеннолетних. Их СК наделяет правом выражать свое мнение, которое в некоторых случаях, обозначенных семейным законодательством, имеет правовую силу. Семейное законодательство наделяет родителей правами и обязанностями по воспитанию и образованию своих детей, родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования - таковы семейно-правовые предписания, основанные на ст. 43 Конституции, в которой говорится, что:
- каждый имеет право на образование (ч. 1);
- гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2);
- основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4).
С учетом перечисленных позиций рассматриваются семейно-правовые ситуации, так или иначе связанные с осуществлением прав ребенка, реализацией родительских прав и обязанностей.
Судебная защита как личных (неимущественных), так и имущественных прав членов семьи, занимающая заметное место в тексте СК, также зиждется на ч. 1 ст. 46 Конституции, которая устанавливает, что "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". И наконец, к наиболее близким к семейному законодательству конституционным положениям относятся ч. 1, 2 ст. 38 Конституции, провозглашающие защиту государством семьи, материнства и детства, заботу о детях, их воспитании как равное право и обязанность родителей. И если ч. 1 названной статьи имеет прямое отношение к защите семейным законодательством прав ребенка, то ч. 2 служит своеобразным общим знаменателем в случаях спора о детях.
Таков неполный перечень конституционных положений, имеющих прямое отношение к семейному законодательству. Разумеется, все положения семейного законодательства должны полностью соответствовать Конституции, не могут ей противоречить.
Поскольку Россия - федеративное государство, то семейное законодательство имеет либо федеральный уровень, либо уровень субъекта РФ. Согласно п. "в" ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации относится регулирование и защита прав и свобод человека. А ч. 1 ст. 130 Конституции предписывает субъектам РФ решение вопросов местного значения, к которым относятся главным образом вопросы, касающиеся устройства детей, лишившихся родительского попечения. И наконец, ст. 72 Конституции относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ:
- защиту прав и свобод человека и гражданина (п. "б");
- защиту семьи, материнства, отцовства и детства (п. "ж");
- семейное законодательство (п. "к").
Таким образом, нет ясности, в чьем именно ведении находятся столь важные для семьи вопросы защиты прав ее членов. Вместе с тем в ряде случаев федеральный закон - СК - делает специальную оговорку, определяющую, на каком уровне решается тот или иной вопрос. Так, если брачный возраст по общему правилу в Российской Федерации составляет 18 лет, то п. 2 ст. 13СК позволяет органам местного самоуправления при наличии уважительных причин разрешить вступление в брак лицам, достигшим 16 лет. Кроме того, абз. 2 п. 2 ст. 13 СК содержит указание: "Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации". Как известно, у вступающих в брак есть право выбора своей будущей брачной фамилии. Однако согласно п. 1 ст. 32 СК возможно исключение из общего правила, если оно диктуется сложившимися национальными обычаями субъекта РФ. В соответствии с п. 2, 3 ст. 58 СК имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ.
Итак, перечень статей СК, делающих отсылку к законам субъектов РФ, невелик. Но при определении границ, устанавливающих пределы действия семейного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, в качестве ориентира выступает п. 2 ст. 121 СК, в котором говорится, что:
- органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ;
- вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Роль органов опеки и попечительства в самых разных вариантах применения в семейно-правовой сфере переоценить невозможно. Они являются обязательным участником многих правоотношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних, что предусмотрено федеральным законодательством (СК). Налицо своеобразная взаимосвязь законов федерального уровня и уровня субъектов РФ.
2. К семейному законодательству п. 2 комментируемой статьи относит:
- СК;
- другие федеральные законы;
- законы субъектов РФ.
Действующий СК - четвертый по счету, вступил в действие с 1 марта 1996 г., за исключением положений, для которых были установлены иные сроки введения. Правила СК применимы к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие (абз. 1 п. 1 ст. 169 СК). К семейным отношениям, возникшим ранее, его нормы применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие. Так, моментом прекращения брака при его расторжении в суде после 1 мая 1996 г. является день вступления решения суда в законную силу. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов, установленные СК, применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, которые заключены после 1 марта 1996 г. Такие договоры и соглашения, заключенные ранее, действуют в части, не противоречащей СК. Положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные СК, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г.
Появление нового СК диктовалось серьезными переменами в жизни нашего общества, нашедшими свое отражение в Конституции. Наиболее серьезные нововведения в ее тексте не могли не сказаться и на СК. Речь идет прежде всего о приоритете прав, а не обязанностей человека и гражданина, усилении диспозитивных начал в правовом регулировании, признании частной собственности, а также признании Россией приоритета международных норм.
Поскольку СК не может не реагировать на возникающие в семейно-правовой сфере проблемы, в его тексте появились некоторые коррективы. В частности, были несколько смягчены требования к лицам, имеющим право быть усыновителями, более тщательно прописаны правила, говорящие о недопустимости посреднической деятельности по усыновлению. Одновременно были приняты специальные федеральные законы, развивающие отдельные положения СК. В частности, Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"*(2), призванный совершенствовать практику применения семейного законодательства.
Большинство субъектов РФ уже приняли свои законы, регулирующие главным образом деятельность органов опеки и попечительства. Многие из них содержат общие положения, определяющие цели и задачи этих органов, их полномочия, права и обязанности опекунов (попечителей), права несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством). Субъекты РФ пристальное внимание уделяют способам защиты прав детей, некоторые предусматривают такую форму защиты прав ребенка, лишившегося родительского попечения, как патронат. Довольно подробно в законах субъектов РФ определяются правила материального обеспечения детей, нуждающихся в государственной поддержке. Ряд законов уровня субъекта РФ посвящен созданию службы Уполномоченных по правам ребенка, деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.
Вместе с тем отдельные субъекты РФ приняли законы более широкого профиля, в которых говорится об основных гарантиях прав ребенка вообще, включающих его социальную адаптацию, социальную реабилитацию. Многообразие законов субъектов РФ порождает проблему их анализа с точки зрения соответствия Конституции, СК.
3. Основанием защиты прав, интересов участников семейных правоотношений служат не только законы, но и подзаконные акты - постановления Правительства РФ в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими законами. Примером может служить постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 "О перечне видов заработанной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в ред. от 15.08.2008)*(3). Такое постановление вынесено на основании ст. 82 СК, в которой говорится, что виды заработка и иного дохода, из которых удерживаются алименты, определяются Правительством РФ.
Особое значение для понимания смысла, содержания семейно-правовых норм любого уровня имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ. После принятия последнего СК их было принято несколько:
- от 25.10.1996 N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" (в ред. от 06.02.2007)*(4);
- от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (в ред. от 06.02.2007)*(5);
- от 05.11.1998 N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" (в ред. от 06.02.2007);
- от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"*(6);
- от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству"*(7).
Не будучи источником права, постановления Пленума Верховного Суда РФ занимают важное место в российской правовой системе. Их выводы в виде разъяснения, толкования, указания позволяют устранить изъяны в правоприменении, а предлагаемые в их тексте формулировки, определения, в частности родительских прав и обязанностей, интересов ребенка содействуют вынесению верных судебных решений по семейно-правовым спорам. Но, выполняя свою главную миссию - давать разъяснения, постановления, Пленум Верховного Суда РФ не вправе подменять закон путем толкования, противоречащего его существу.
В нашей практике рассматривалось огромное количество дел связанных с семейными отношениями, каждое дело индивидуально по своему, различные дела требуют различного индивидуального подхода для решения поставленных задач.